Камбуз

Базовый список продуктов, проверка камбузного оборудования и несколько простых рецептов для сытой команды

«Море любит сильных, а сильные любят поесть» — эта простая истина многократно подтверждена практикой. Так что если в ваши планы не входит аренда лодки с профессиональным поваром и хостес от чартерной компании, то готовьтесь решать вопросы питания самостоятельно.

Кок — всему голова
Дело существенно облегчается, если в очередной поход отправляется хорошо спевшаяся команда, вкусовые предпочтения каждого члена которой хорошо известны. Если же в устоявшийся экипаж вливается пополнение или компания собирается впервые, то стоит потратить хотя бы полчаса на обсуждение таких прозаических проблем, как еда и питье в походе. При этом необходимо определиться, кто конкретно возьмет на себя труды по закупкам продовольствия согласно общим пожеланиям, а кто будет непосредственно заниматься приготовлением пищи. Если в команде найдется человек, который сможет успешно выполнять обе эти функции, считайте, что вам крупно повезло!

Базовый список необходимых продуктов и напитков лучше составить заранее, чтобы не тратить на это драгоценное время в процессе приема лодки. Как правило, чартерные фирмы предоставляют клиентам транспорт для поездки в ближайший супермаркет, где можно быстро (и по божеским ценам) приобрести все необходимое из съестного. Таким образом появляется шанс существенно ускорить подготовку к выходу в море, причем без потери ее качества: пока большая часть экипажа осматривает и проверяет яхту, нештатный продовольственник-кок вместе с добровольным помощником закупают провизию и напитки.

При выполнении этой увлекательной операции добровольцам должна быть предоставлена достаточная свобода маневра — как в вопросах ассортимента, так и бюджета. Все варианты замены желаемых продуктов и максимальную сумму на их покупку целесообразно обговорить заранее, однако в установленных пределах предоставить исполнителям полную свободу действий. Стоит напомнить, что расходы на питание следует распределять на всех поровну. Исключения возможны лишь в случае индивидуального заказа на нечто специфическое, связанное с экзотическими вкусами или особенностями здоровья (диеты) отдельных членов экипажа.

Что есть? Что пить?
Какими продуктами целесообразнее запасаться? Это зависит исключительно от ваших вкусов и финансовых возможностей. Главное использовать самые свежие продукты, которые вам привычны. Последнее не исключает широких перспектив знакомства с особенностями местной кухни, однако основу походного меню все же стоит составить из блюд, которые не рискуют вызвать недоуменной реакции ваших желудков. В остальном же ограничимся лишь самыми общими рекомендациями:

Мясо
С полдюжины банок классической тушенки никогда не помешают: их содержимое можно использовать для изготовления горячих блюд на скорую руку (находка для ленивого кока) или просто яростно слопать с куском хлеба в свежую погоду — если, конечно, сохранится аппетит. Однако просидеть весь отпуск на консервятине представляется малоромантичным даже для сурового мужского общества, не говоря уже о возможном присутствии на борту дам. Поэтому не забываем и про свежее мясо, предпочтительнее — птицы.

Целые цыплята и их отдельные фрагменты (включая пресловутые «ножки Буша») — вполне бюджетный и аппетитный источник животных белков. К тому же их приготовление не требует особых усилий, а необходимый кулинарный эффект достигается быстро и с применением минимума дополнительных ингридиентов. Эстеты и борцы за здоровый образ жизни могут заменить курятину индейкой, однако на охоту за ней, как правило, потребуется затратить больше времени и денег.

Кстати, привычная большинству из нас свинина не пользуется особой популярностью во многих странах, омывамых теплыми морями. Это объясняется не только религиозными причинами, но и недостатком пресной воды, необходимой для выращивания хрюшек. Еще больше живительной влаги требуется для жизни крупного рогатого скота, поэтому говядина в южных центрах мирового яхтинга по цене «кусается» еще сильнее свинины. Так что страсть к этим видам мяса в плавании целесообразно удовлетворять сухими колбасами и/или хорошо прокопченной ветчиной. Интересной альтернативой для любителей шашлыков и жаркого могут послужить баранина и даже козлятина (ах, мясо ягненка или козленка, запеченное в виноградных листьях!), однако для их приготовления все же необходим некоторый предшествующий опыт. Впрочем, когда же еще попробовать что-нибудь новенькое, если не в отпуске?

Рыба
Многие знакомые мне яхтсмены относятся к приготовлению рыбных блюд непосредственно на борту лодки со смешанным чувством и практически никто не рискует закупать мороженную или (тем более) свежую рыбу и морепродукты про запас. Исключение составляют разве что консервы, которые под настроение хорошо идут на завтрак, а в сложных погодных условиях могут послужить лайт-вариантом мясной тушенки. Другое дело — рыба собственного улова (если, конечно, ее удается поймать).

В большинстве случаев она быстро (и с удовольствием) чистится, некоторое время плавает в легком маринаде, после чего запекается на гриле в духовке. Особо стоит отметить и других чрезвычайно вкусных морских обитателей, вроде кальмаров и осьминогов. При правильном приготовлении они весьма аппетитны, однако требуют к себе повышенного внимания и затрат времени, а следовательно, могут рассматриваться лишь в качестве оригинального добавления к основному меню.

Крупы, макароны и прочее
Простое, питательное, здоровое и недорогое дополнение к любому основному блюду. Приобрести несложно, готовить — элементарно, а храниться могут практически вечно. Дробленая пшеница (она же — булгур), рис, горох (традиционный и нут), кус-кус (обычная манка в катышках), всевозможные макаронные изделия — список можно широко варьировать в зависимости от района путешествия. Особенную ценность эти продукты приобретают под конец путешествия, когда, по мере исчерпания остальных запасов, вы всем экипажем сможете попрактиковаться в изобретении самых невероятных рецептов каш, кулешей, пилавов и пасты.

Овощи и фрукты
Цинга даже на парусных лодках давно отошла в прошлое, однако про естественные источники витаминов забывать не стоит. Джентльменский набор — лук, чеснок, морковка, капуста (любых видов) и все доступные виды зелени. Это готовая основа под простейшие блюда, которые затем можно превратить в настоящие кулинарные шедевры, добавив местные/сезонные составляющие. Берите побольше сочных свежих ингридиентов и не бойтесь экспериментировать: если вы в состоянии накрошить огуречно-помидорный салат, то справитесь и с папайей с авокадо! Не отказывайте себе в удовольствии собрать экзотические плоды своими руками (конечно же, не нарушая священных прав собственности). Поверьте: лимон, апельсин или ананас прямо с ветки по богатству вкуса и аромата на порядок превосходят своих собратьев из супермаркета!

Хлеб и не только
Наших соотечественников традиционно узнают за границей по усиленному потреблению хлеба. Стесняться этого не нужно — своевременно принятый бутерброд отлично восстанавливает силы, надежно отгоняет сон во время ночных вахт и помогает успокоить желудок, взбудораженный качкой. Правильно рассчитывайте потребление и по возможности закупайте свежий хлеб равномерными партиями по всему маршруту перехода. Не забывайте и о сухариках (галетах), которыми стоит хорошенько запастись в начале путешествия — лучшего средства от морской болезни просто не найти!

Специи и приправы
Как можно больше как можно более разных! Отличным дополнением к соли и перцу станут кориандр, куркума и зира (тмин), а также различные смеси сушеных травок — например, розмарина, тархуна и базилика. Кстати, если предполагается путешествие в жарком и влажном климате, не забудьте про карри. Эта пряная смесь не только придает пикантный острый вкус любому блюду, но и обладает консервирующими свойствами, препятствуя его преждевременной порче.

Небольшая емкость с уксусом (виноградным или фруктовым) также пригодится как источник живительной кислинки для маринования мяса/рыбы и салатных заправок.

Зеленый чайНапитки
Прежде всего — обычная вода, недостаток которой в плавании ощущается гораздо острее, чем на берегу. Просчет с запасами питьевой воды может испортить не только настроение, но и планы на отпуск, заставив серьезно изменить первоначальный маршрут или даже преждевременно вернуться на базу. Поэтому не стесняемся запасаться Н2O из расчета не менее двух литров на человека в день — лишней пресной воды в море не бывает!

В качестве горячих напитков лучше всего подойдут качественные кофе и чай. Как показывает практика, это априори исключает использование растворимого кофе и чая в пакетиках, хотя и они имеют право на существование как часть аварийного запаса. Конечно, кофемолки (а тем более кофе-машины) на лодке может не оказаться. Но, право же, чашечка ароматного натурального кофе посреди океана стоит того, чтобы трудолюбиво перемолоть зерна еще на берегу, а затем приготовить напиток мечты уже на лодке — пусть даже и в обычной кастрюльке вместо турки.

Что же касается напитков горячительных, то с ними в море следует соблюдать особую осторожность. Как свидетельствует печальная статистика, именно они являются главными «виновниками» возникновения множества нештаных ситуаций, результатом которых оказываются не только порванные снасти/паруса и утерянные предметы снаряжения, но также аварии, травмы и даже гибель яхтсменов. Так что руководствуемся базовым принципом: спиртное в неограниченных количествах употребляем только малыми дозами, и внимательно подходим к выбору. Итак…

Пиво в море — деньги на ветер, причем в самом буквальном смысле. Конечно, под плеск волн в жаркий день порой приятно освежиться баночкой действительно хорошего пива, однако напитки подобного уровня редко предлагаются в супермаркетах при маринах. Забивать же драгоценное пространство лодочного холодильника (а потом еще и заливать свой родной организм) дешевым содовым пойлом представляется, по меньшей мере, нерациональным. Гораздо приятнее (причем с оптимальным сочетанием цена/качество/удовольствие) на досуге выпить бокал-другой сухого вина. Кстати, это замечательная возможность ознакомиться с местными его сортами, которые вы ни за какие деньги не достанете дома. Дары виноградной лозы помогут глубже погрузиться в атмосферу страны пребывания, что сделает путешествие по настоящему незабываемым.

Алкоголь повышенных градусов. Безусловно, пара-тройка бутылочек с особо согревающими напитками также не повредят — на тот случай, «если лодка перевернется», однако злоупотреблять ими в повседневных условиях все же не рекомендуется — если, конечно, вы не хотите, чтобы это действительно произошло.

Постарайтесь не утопить свой отпуск в море крепких напитков!

Жизненно важные «мелочи»
Кто бы из команды не осуществлял предварительный осмотр камбузного оборудования ранее, после закупки продуктов и доставки их на лодку будущему коку стоит лично проверить свои владения. В большинстве случаев они состоят из компактной (две-три конфорки) газовой плиты с духовкой и грилем, а также холодильника. Наличие электрочайника, микроволновки, кофейного автомата и прочих благ современной кухонной цивилизации на лодке средних размеров представляется приятным, но все же излишеством.

Особенно это ощущается во время продолжительных переходов без возможности своевременной подзарядки аккумуляторной батареи. Тогда электроэнергию поневоле приходится экономить для первоочередных нужд — например, для питания навигатора и ходовых огней, для чего порой приходится отключать даже холодильник. Впрочем, иногда яхтсмены и сами успешно создают себе проблемы с электропитанием. Например, одна веселая компания так спешила выйти в море, что при отдаче силового кабеля забыла захватить насадку-переходник.

Невнимательность пришлось традиционно компенсировать затратами сил, времени и денег: после нескольких безуспешных попыток раздобыть переходник в малоцивилизованных пунктах по маршруту перехода, необходимый девайс был собран умельцами прямо на борту — из подручных и приобретенных (с большим трудом и за живые евро) деталей. В качестве бонусов были получены: масса дополнительных эмоций, незабываемый опыт и возможность бесперебойного пользования холодильником на 30-градусной жаре.

В завершение темы энергоносителей: обязательно убедитесь в полноте установленного и наличии запасного газовых баллонов — это позволит избежать неприятных сюрпризов в море. Кстати, даже если плита оборудована системой электронного поджига, не забудьте прихватить с собой зажигалку или пару коробков спичек. Эти простые и надежные приспособления для добывания живого огня помогут вам сэкономить массу сил и эмоций, когда пьезоэлемент (безукоризненно действующий при приеме лодки) вдруг почему-то откажет в море. Конечно, если в команде есть курильщики, то дефицита спичек/зажигалок опасаться не приходится, но…

На память приходит реальный случай, когда четверо суровых мужчин, отправляясь в плавание, твердо решили бросить курить. Все предметы, напоминающие об этой вредной привычке, были торжественно выброшены за борт еще при выходе из марины. Стоило берегу растаять в туманной дымке, как плита наотрез отказалась зажигаться в автоматическом режиме, оставив героический экипаж в осеннем море без горячей пищи и питья. Продержавшись почти трое суток, незадачливые борцы с курением в конце-концов вынуждены были существенно скорректировать свой маршрут, чтобы запастись спичками (а заодно уж и сигаретами) на ближайшем обитаемом островке.

Готовим в море: от теории к практике
В заключение предлагаем три простых кулинарных рецепта для морского путешествия, отлично зарекомендовавших себя в реальных условиях:

Салат «Штурманский»
Любые корнеплодные овощи (морковку, редьку, репку) очистить, натереть на терке или нарезать мелкой соломкой. Можно добавить нашинкованную капусту. Перемешать и энергично размять, после чего пересыпать солью, перцем и прочими пряностями по вкусу. Сбрызнуть уксусом или (еще лучше) соком лимона, сорванного во время высадки на берег, добавить с полстакана вина (если не жалко), хорошенько перемешать, после чего оставить хотя бы на два-три часа (если хватит терпения). Сервировать в самой большой миске, какая только найдется на борту. В сочетании в сухариком придает исключительную бодрость во время качки и повышает способность распознавания навигационных ориентиров в плохую видимость.

Гуляш «Слезы Кока»
Последнюю луковицу и морковку мелко порезать и слегка обжарить в самой объемной кастрюле на последних каплях любого жира. Затем там же обжарить все остатки пока еще свежего мяса, колбасы и прочих вкусняшек, которые завалялись в опустевшем холодильнике. Залить водой на две трети, довести до кипения и тушить на слабом огне до полной готовности самых твердых мясных фрагментов, после чего заправить смесью из всех оставшихся на лодке круп. Добавить соль и прочие специи по вкусу, проварить до готовности, перед подачей посыпать зеленью. Подавать горячим и как можно быстрее! Как правило, к концу похода данное блюдо становится гвоздем бортового меню, однако пользуется неизменной популярностью.

Чай/кофе по-капитански
Крепко заваренный натуральный чай или кофе налить в большую чашку. Добавить сахар по вкусу, ломтик лимона и две-три столовые ложки коньяка, рома или (на худой конец) водки. По мере потребления пополнять содержимое чашки, стараясь особо не нарушать первоначальных пропорций (дно чашки не должно просвечивать). Напиток обладает изумительным вкусом и ярко выраженными тонизирующими свойствами. Рекомендуется для поддержания сил на ночных вахтах при значительном удалении от берегов и районов активного судоходства.

Вспоминайте об этих рецептах в море, особенно, если погода испортится, а запасы подойдут к концу. Желаем всегда приятного аппетита, а значит — только удачных путешествий под парусом!

Константин Киричук. itBoat

От en

Добавить комментарий